ЛЕТНИЕ ПОХОДЫ В СИХОТЭ-АЛИНЬСКОЙ ГОРНОЙ ТАЙГЕ
(на заметку путешественнику и туристу)
Александр Мурашев
Незанятое в добывающих отраслях местное население стараются летом избегать поездок в тайгу. Исключение составляет разве лишь летняя рыбалка в амурских протоках и озёрах. Такая практика связана с особенностями климата Нижнего Приамурья и характером растительности в горной тайге Северного Сихотэ-Алиня. К тому же, как известно, в дальневосточной тайге обитают крупные хищники, непредсказуемые встречи с которыми могут оканчиваться трагически, если не изучить заранее их повадки и правила безопасности при прохождении маршрутов. В мае – июне активизируются клещи иксодес персулькатус – переносчики опасных вирусных заболеваний. Но это ещё не причина отказываться от путешествия. Для защиты от нападения клещей применяют различные отпугивающие распылители-репелленты, на маршруте приходится чаще осматривать одежду и открытые участки тела. В профилактических целях необходимо заранее сделать прививки от вирусной инфекции. Это эффективное средство. Ни в одну таёжную экспедицию или на работу в тайге вас не примут без справки о прививке. В полевых условиях прибегают к «муравьиной процедуре»: верхнюю одежду (рубашку, энцефалитку) бросают в муравейник, а затем выбивают о ствол дерева. Клещи избегают запаха муравьёв.
Однако даже при массовом нападении клещей (это может быть несколько десятков за день) укусы их могут оставаться незамеченными. Настоящим бичом тайги является не таёжный клещ, а гнус – комары, мошка, мокрец. Кроме репеллентов в полевых условиях для защиты от гнуса устраивают дымокуры, а при переходах на маршрутах применяют переносные дымокуры в жестяных банках с тлеющим грибом трутовиком. Известно несколько иных приёмов, на короткое время отпугивающих кровососов, но от нападения мокреца не спасает ни один из них.
Мокрецы — семейство очень мелких двукрылых насекомых подотряда длинноусых, самки имаго которых в большинстве случаев являются важным компонентом комплекса гнуса. Эти мельчайшие существа, словно пыль, проникают в самые плотные места прилегания одежды и обжигают, как огнём. Укусы их очень болезненны, вызывают зуд, отёк кожи и подкожной клетчатки. От мокреца спасает только ветер, отгоняя эту живую пыль. На таборе в безветренную, пасмурную погоду от мокреца можно спастись, только забравшись в накомарник. Комары и мошка тоже отгоняются сильным ветром, но они научились прятаться в расщелинах между камней с подветренной стороны, поэтому при ветре или при движении человека они садятся на спину и перелетают на лицо, как только человек остановится или стихнут порывы ветра. Причём только очень сильный ветер может избавить вас от этой процедуры, что не всегда случается в сопках даже на высотах более тысячи метров.
Самое удобное время решать исследовательские задачи в горной тайге – весной это май и осенью – конец сентября, октябрь до заморозков. К осенним восхождениям следует относиться наиболее ответственно, так как с середины октября в горах уже нередки мощные снегопады при низких температурах. Известны случаи, когда легкомыслие туристов и сотрудников экспедиций приводило к трагедиям.
Кроме гнуса природой припасено путешественнику испытание в виде пояса стлаников – стелющегося леса. Чем дальше на север, тем ниже граница стланиковых видов кедра, ольхи и берёзы и тем плотнее заросли кедрового стланика. Стланиковый пояс может состоять из ряда нешироких полос, а может простираться сплошным массивом почти до пояса высокогорной тундры около полутора тысяч метров. Стволы стланика достигают в обхвате более метра и простираются вдоль склона на одиннадцать – двенадцать и более метров. (https://dzen.ru/a/ZBGB6ItX7AcpUFJXhttps://dzen.ru/a/ZBGB6ItX7AcpUFJX) Отдельные кусты достигают трёх метров в высоту. Передвижение сквозь стланики тяжело и травмоопасно, потому что кедровый стланик обычно разрастается по каменным развалам, а на комлевой высоте (в нижнем ярусе) наряду с ним произрастает рододендрон золотистый с упругими как стальная проволока побегами. Эти заросли представляют труднопроходимый барьер. Выгоревшие массивы стелющегося леса, через которые легко пройти, встречаются редко. Принято считать, что возгорания происходят от удара молнии. Действительно, в сопках почти ежедневно случаются сильные грозы. Нетронутые огнём отдельные экземпляры стланика доживают до 850 лет. Средний возраст таких зарослей 200-300 лет.
Из горящих стлаников выбраться невозможно, поэтому, если вы ночуете в стланиках с костром, надо быть предельно внимательным. Лучше всего успеть засветло выбраться к границе горной тундры и заночевать на щебенчатом склоне. Если вы ночуете в палатке, надо предусмотреть безопасный источник тепла. С топливом в живых стланиках могут быть проблемы, усохшие стволы, годные для костра, редки. Растопку лучше нести с собой в рюкзаке – это может быть просмоленное корьё пихты или ели.
К зиме ветки стланика прижимаются к склону сопки и сплошь засыпаются снегом до весны. Зимой по ним можно пройти на лыжах. К началу июня снежники растаивают, сохраняясь только в редких впадинах в виде ледников. Это единственный источник воды при подъёме на вершины в этот период.
Ветровал и бурелом представляют ещё одну преграду, осложняющую жизнь путешественнику. Ветровал обычен в пойме ключей и на крутых склонах. В целях безопасности при прохождении ветровала необходимо независимо от вида обуви фиксировать голеностопные суставы эластичным бинтом. Это предотвратит растяжение или разрыв связок. В полевых условиях заменителем бинта является кора, снятая с молодых стволиков пихты белокорой или ивовая кора. Опытным таёжникам всё это известно, а вот молодёжи, прежде чем отправиться в экстремальное путешествие по сопкам Сихотэ-Алиня, надо понимать, что не всякий человек с нормальной психикой сможет выдержать трудности пути. Должна быть очень серьёзная цель или исследовательская задача, способные мобилизовать все силы организма и волю для преодоления.
Молодая поросль кедрового стланика на гари.
Сплошные заросли средневозрастного кедрового стланика.