ЗИГЗАГИ ПОЗНАНИЯ: Церковные старцы и прозорливцы.
Александр Мурашев.
Церковный престол, понимая свою политическую востребованность, возглавил процесс укрепления авторитета В.В. Путина церковным способом. Верующим и мистикам внушается мысль, что появление Путина на исторической арене было предсказано неким провидцем, «православным монахом» около двух веков назад. Якобы этот ясновидящий предрёк, что «третий Владимир» принесёт всему миру «новое учение», в результате которого на русской земле воцарятся мир и согласие, а страна станет великой державой. «Велика будет потом Россия, сбросив иго безбожное, великая судьба предназначена ей», - изощрялся убогий старец. Нетрудно заметить, что весь этот апофеоз скопирован с известных одурманивающих программ телевиденья и растиражированным анализом буржуазных аналитиков и церковников – агентов влияния. Как на это реагирует сам гражданин В.В. Путин – неизвестно, однако можно догадаться, что это его не оскорбляет. С другой стороны, учёный не должен и не обязан заглядывать в рот политику, что тот скажет.
Юродивые – люди с проблемами психического здоровья, как наиболее внушаемые и фанатичные, пользовались особым вниманием духовенства. В их честь возводились церкви (например, церковь Василия Блаженного в Москве). В монографии «История психиатрии» (М,: ЦТР МГП ВОС. – 1994 г., - 528 с.) Юрий Владимирович Каннабих пишет: «К пятидесятым годам XIX века относится любопытная страница из бытовой истории Москвы, - пишет Ю. Каннабих в «Истории психиатрии», - теснейшим образом связанная с одной из камер Преображенской больницы, в которой жил «ясновидящий», прозорливец» – Иван Яковлевич Корейша. Этот душевно-больной в течение целого ряда лет был своего рода «консультантом» по семейным, имущественным и разным другим делам; у дверей его комнаты можно было встретить представителей всех классов тогдашней Москвы… «юродивый» был источником весьма значительного дохода… Похороны Ивана Яковлевича были грандиозны». Администрация больницы таким образом откровенно эксплуатировала темноту и суеверие «первопрестольной» столицы, - замечает далее Каннабих
В этой связи предлагаю обратиться к некоторым главам монографии А.Ф. Лосева «Эллинистически-римская эстетика I – II вв. н.э.» (М., Изд-во Моск. ун-та, 1979 г. – 416 с.) (с.35, §2, п.2, «Религия») В указанной монографии Лосевым подмечены такие особенности исследуемой им эпохи, которые приобретают иной смысл в свете открывшихся для исследований недоступных ранее литературных источников и альтернативных взглядов на историю славян. «Римская религия самыми интимными своими корнями срослась с римской государственностью… Даже когда в эпоху своего просветительства римляне становились неверующими, они все же пользовались религией для осуществления политических целей, видя в ней огромную пользу» (с. 38, курсив и подчеркнуто - А.М.) (Впервые опубликовано: ЭКУМЕНА № 24, май 2010. А.Мурашев. Будильники заговорили в России. – С.259.)
Различные ясновидящие прозорливцы и сейчас в ходу как идеологическое оружие оглупления.
«К старцу Илию приезжали паломники со всех уголков России. Уже тогда, в конце 1980-х, о нем пошла слава как о прозорливце: батюшке свыше был дан дар предвидеть будущее простых людей, что приходили к нему», - сообщается в Сети.
Что же предрекает «старец»? «С успешным завершением СВО, считал схиархимандрит, начнется новый этап в развитии России – ее возврат к историческим корням и традициям предков. Но необходимо выполнить три условия. Первое: русский народ должен хранить православную веру. Христианским смирением, говорил старец, он спасет не только себя, но весь мир. Второе: Россия вновь должна объединить вокруг себя «своих братьев».
И третье, как бы комично это ни звучало: следует как можно скорее похоронить Ленина.
«Ленина давно выбросить нужно из мавзолея. Через него Господь не дает нам полного развития нашего Отечества... Когда будет выброшен этот гадкий труп — лучше его нельзя назвать, — тогда Россия пойдет своим правильным путем, правильным направлением», – утверждал схиархимандрит, повторяя антисоветские лозунги пятой колонны. Из этого перечня предсказаний ясно, что «старец» повторяет политические мантры различных антисоветчиков и агентов влияния. Разумеется ничего сверхестественного нет в этой пустой болтовне. Наоборот, психологам и психиатрам давно известен этот феномен как эффект Барнума – это и свойство личности, и особенность аудитории. Когда обычное надувательство перестаёт работать или, по мнению политического заказчика, работает недостаточно эффективно, на поля идеологического сражения вводится «тяжёлая артиллерия» апофении в образе различных провидцев, поскольку с «Даром божьим» не поспоришь. Вместе с тем, если отбросить всю религиозную шелуху и опираться только на науку, остаётся открытым вопрос: существует ли на самом деле такой феномен как предвиденье будущего?
В связи с задачей хотя бы кратко описать альтернативные представления сограждан об окружающей природе, стоит коснуться такой темы, как гадалки, ясновидящие, прозорливцы и экстрасенсы. В основе - обычный адаптационный инстинкт: любому человеку важно предвидеть ближайшее будущее, чтобы корректировать взаимоотношения с окружающим миром. Чем более образован и осведомлён человек, тем надёжнее его прогноз в отношении самого себя и окружающих. В обществе это качество приобретает потребительскую ценность: спрос рождает предложение. Люди, не доверяя своему опыту, пытаются заглянуть в подсознание к первобытным инстинктам. Однако кроме коммерческих и политических спекуляций ничего за этим нет. Церковь, например, широко использует невежество сограждан для продвижения своих корпоративных интересов в виде предсказаний «старцев», которым якобы «свыше» был дан дар предвидеть будущее. Некоторые из таких душевнобольных или «мастеров жанра» вошли в историю. Ю. Каннабих приводит пример такого случая в монографии «История психиатрии».
Прежде всего. следует определиться, что наука понимает под познанием. В научном материалистическом смысле – это означает, что вне нас и независимо от нас существует мир, адекватно отражаемый нашими органами чувств, мозгом, нервной системой. Знание о явлениях природы, общества и мышления человечество черпает из коллективного исторического опыта поколений, который проявляется в культуре. Следовательно, культура – это исторически определённый уровень саморазвития общества и человека. Люди адекватно реагируют на окружающее и выживают в обществе благодаря рассудку – охранно-защитным свойствам нервной системы, целеполаганию, языку как сигнальной, знаковой системы. Никаких потусторонних и параллельных миров в природе не существует, равно как и «культурных кодов», матриц и прочих выдумок. А общеупотребительный термин «культурный код» можно рассматривать лишь как совокупность социальных ориентиров и нравственных идеалов, характерных для классового общества. Ясно, что для различных классов, групп и слоёв населения этот «код» будет различным. Это не генетичееки наследуемая информация. Таким образом, познание – это свойство нервной системы, сознания по определённым законам адекватно отражать окружающую реальность. Соответственно, болезни нервной системы или особая предрасположенность способны нарушить адекватность восприятия. это известно психологам и психиатрам.
Теперь нам становится понятно, что возможности человека предвидеть будущее зависят исключительно от его опыта и знаний. Образование и широкий кругозор позволяют делать более достоверные прогнозы, чем невежество, знакомое лишь с примитивной религиозной практикой. Вне человеческой психики не существует никакой «ментальности» - ещё один путающий термин апофении. Мистицизм порождается невежеством.
Упал крест на Киевской Лавре после вскрытия мощей, тут же кликуши заговорили о «знамении», - апофения, замешанная на мракобесии. Никто лучше самого «провидца» не покажет так убедительно его безграмотность и утробный белогвардейский классовый антибольшевизм, ненависть к людям, как он сам в своём интервью. Апофения — это склонность видеть взаимосвязи в случайной или бессмысленной информации. Изначально термин использовали по отношению к стадиям шизофрении. Впервые его употребил немецкий невролог и психиатр Клаус Конрад в 1958 году. Апофенией он называл ситуацию, когда пациент с психическим расстройством обнаруживает ничем не мотивированные взаимосвязи и придаёт им несоответствующую важность. А попытки объяснить белиберду, придать вымыслам рациональный смысл можно назвать френологией. Но чаще всего встречается парейдолия — тип апофении, который связан со зрительными иллюзиями, например, когда неясный силуэт в темноте кажется человеком, а какой‑нибудь предмет напоминает лицо. Так что апофения — это особенность не только паранормального и бредового, но и творческого мышления. В конце концов, даже наука — это попытка найти закономерности и упорядочить окружающий человека хаос, но средствами здорового рассудка. (А. Мурашев. Проявления альтернативных форм мышления в средствах массовой информации . –Хабаровск. 08.11.17 с дополнением 2025 г. - Сайт ДВ НАН.)
Псевдонаука становится политической силой в современном обществе, поэтому растёт спрос на псевдоучёных, «пронизанных божественной премудростью», которые, по словам философа, «черпают научные открытия, своё вдохновение из области иррационального и фантастического» потустороннего, «из работы имажинэра, а не из сухих (лже)законов и (псевдо)аксиом. (А. Мурашев. Философский лепрозорий: экскурс в элементарную философию. – Сайт ДВ НАН: home-dvnan)
В потоке апофении наука как бы отступила, освобождая дорогу лавине знахарства, мистицизма, невероятной мешанине религиозных представлений и немыслимых гипотез, возникающих разве лишь в расстроенном, больном мозге. Между тем, наука мягко касается пульса знания и участвует в осмыслении новой информации всем своим мощным многовековым опытом, беспристрастно обозначая проблемы. Наука демократична. Для примера приведу выдержки из книги «Фантомы стланиковых джунглей», в которой автор рассматривает вопросы реальности «снежного человека».
«Нельзя исключить предположение о существовании механизмов приспособляемости и самосохранения, не проявившихся у известных млекопитающих или находящихся в зародышевом состоянии. Природа ничего не создаёт вдруг, на пустом месте. Значит, рассуждаем мы, человек тоже обладает такой способностью. Но невостребованная, она не развилась или, наоборот, человек утратил способность воздействия на расстоянии как ненужное оружие. На пути эволюции природа нашла более перспективное решение - вторую сигнальную систему - оперирование символами, абстрактное мышление. «... ничто не даёт нам права утверждать, что сфера наших наблюдений универсальна, что обнимает все возможности в природе, во всех мирах», - утверждал почти сто лет назад Камилл Фламмарион (Неведомое. – Хабаровск: изд-во «Амур», 1991). Пласт аномальных явлений, к которым по некоторой версии относится и реликтовый гоминид, настолько мощный, «вездесущий», проникающий во все сферы деятельности человека, что разумнее предположить существование некоторой неизвестной нам фундаментальной закономерности, знание которой приведёт к революции в понимании сущности природы. Так считают и уфологи».
Уходя всё дальше от рациональной науки в потоке сознания, исследователь рискует заблудиться в многочисленных безосновательных предположениях – схоластических гипотезах, что и характеризует апофонию. Работы академика Анатолия Фоменко по новой хронологии с научной убедительностью доказали, что данные «феномены», всего лишь сознательно запутанные религиозной знатью исторические эпизоды («Четыреста лет обмана. Математика позволяет заглянуть в прошлое / А.Т. Фоменко. – М.: Астрель: АСТ, 2007). Мошенничество века продолжает работать в современной России
«Подсчитано, что в процессе эволюции в секунду совершается одна мутация. Именно такой темп необходим природе, чтобы в изменённой структуре закрепились наследуемые признаки, чтобы, преодолевая атавизмы, настоящее отразилось через прошлое в будущем. Аномальные эффекты, наблюдаемые на грани человеческих возможностей, - не есть ли это выход за пределы экосистемной конструкции, на уровень будущего нормального функционирования жизни? Существует ли материальный механизм, обеспечивающий в настоящем переход к таким эффектам или механизм, который обеспечит в будущем стабильность таких эффектов? Биологическая эволюция человека продолжается. Какая роль отводится сознанию в этом процессе?» (там же).
Отказ от рационализма, «огосударствление» мистико-религиозной практики, как показал В.И. Симаков (Принятие учения Демокрита на Руси. Изд-во ПГО, ДВ НАН, Хабаровск, 1996), приводит к мракобесию, застою, уничтожению. В то же время, с точки зрения эстетствующих идеалистов и религиозных фанатиков, материализм и бытовой рационализм порождают бездуховность, кризисы и крах. В этом извечном противоборстве духовных и материальных устремлений человечество пытается нащупать золотую середину между коммерционализацией всех сфер общественного сознания и диалектико-материалистической научной парадигмой. Пытливый ум анализирует любую необыкновенную ситуацию. Из истории науки мы видим, что всякому явлению находится рациональное объяснение, и в итоге перед взором исследователя открывается сущность природы феномена, очищенная от шелухи домыслов и догадок.»