НАУЧНАЯ ЭТИКА: НАСТОЯЩЕЕ и ПРОГНОЗ НА БУДУЩЕЕ.
АЛЕКСАНДР МУРАШЕВ
«Платон мне друг, но истина дороже».
(Аристотель)
Научная этика – это совокупность нравственных правил и научных требований, которым следует учёный посредством здорового рассудка. Соответственно, научные принципы правила и требования не должны быть безрассудной апофенией или диктатом политических доминантов. Подлинная наука свободна от политического влияния и не ограничена никаким тематическим перечнем, кроме тем, признанных гражданским сообществом опасных для цивилизации. Но и этот исчерпывающий перечень, возможно, будет меняться с течением времени, в зависимости от того, в какую сторону развернётся официальная наука. Научная этика включает ряд общеизвестных правил и требований к исследователям и научным исследованиям, обеспечивающих истинность знаний. Вопрос об истинности или ложности знаний решается в рамках научной методологии – совокупности наиболее общих законов познания, которые были установлены в результате исторического развития научного знания, исторического опыта поколений. Эти вопросы изучают такие дисциплины, как исторический материализм и история естествознания. Основной вопрос познания – это отношение мышления, сознания, психики к существующему вне этого сознания окружающему миру (бытию) и сознания (духа) к природе. В зависимости от того, что считать первичным, философы разделились на материалистов и разного рода идеалистов, в том числе агностиков.
«История естествознания и философской мысли демонстрирует, как на протяжении веков наука избавлялась от разного рода заблуждений, двигаясь к диалектическому материализму – подлинно научной методологии. Философское обобщение результатов естественных наук, разработка диалектического метода и основных положений диалектического материализма о материи и формах её движения, о пространстве и времени как основных формах существования материи, законах и категориях диалектики, о взаимоотношении философии и естествознания, о классификации наук даны в работе Энгельса «Диалектика природы». «В этом произведении Энгельсом дана глубокая критика механистического материализма, метафизики, идеализма, агностицизма, спиритизма и одностороннего эмпиризма. Применяя диалектико-материалистический метод, Энгельс выводит законы мышления из природы и истории общества, при этом сознание является высшей формой существования материи. Носители этой высшей формы - люди - результат длительной эволюции природы на этапе геологической истории планеты». (А. Мурашев. Кульбит мировоззрения. – сайт ДВ НАН.) Решение основного вопроса науки идеалистами о вторичности материи по отношению к сознанию приводит к антинаучным представлениям о Творце или Боге, к оправданию религии и антинародных политических режимов, основанных на социальном неравенстве и эксплуатации труда господствующими организованными социальными группировками и диктаторами в личных целях.
Таким образом, научные знания – это исторический процесс. Они не возникают из ниоткуда вне истории. Поэтому убеждения о якобы глубоких знаниях наших предков о законах физики есть результат невежества и фантазёрства. Конечно, тысячелетнее жестокое преследование за неверие на фоне вколачивания религиозных символов, мифов и практик, не остались бесследными в культуре народов, что используется идеологами капитализма и феодализма для подмены сути религиозного мышления в виде культурных традиций и даже наследуемых признаков. Из истории развития естествознания ясно, что подлинная наука не основывается на вере, а наоборот, в отличие от идеализма, основана на практическом опыте. Научная этика ничего не принимает на веру, поэтому представления «здравого смысла» и «очевидной» дилетантской апофении не считает научными. Поэтому все теоретические конструкции идеалистов и креационистов по факту являются антинаучными, основанными на софизмах - ложных по существу умозаключениях, кажущихся правильными, но основанными на преднамеренно ошибочном подборе исходного положения или на ошибочных рассуждениях.
Современный монополистический капитализм наиболее цинично продвигает различные, в том числе религиозные антинаучные представления в средствах массовой информации, в государственной системе общего и высшего образования, стремясь уничтожить подлинную науку и даже память о ней в целях своего вечного господства. Борьба против материалистического понимания научной этики, выхолащивание политического содержания научной методологии является в современной России государственным делом, с которым связаны важнейшие экономические интересы и само существование господствующего класса.
Чем же научный труд отличается от иных видов творчества? Творческий человек способен насочинять на заданную тему много различных логически связных сочинений, которые можно будет назвать выражением своего воображения, очередным мифом и просто белибердой, если этот сочинитель избегает научной методологии, и не следует принципам научной материалистической этики. К общему сожалению, в России принята модель Западного буржуазного религиозного идеализма, поддерживающая избранный властью политический курс, в результате чего любое развитие становится невозможным.